Loading Posts...

Регуляторная гильотина или Дамоклов меч: почему нельзя запрещать ревсоюзы сельхозкооперации

Ревизионные союзы – это благо, а не бремя для кооператоров, в этом были солидарны эксперты Наблюдательного совета РСО «Агроконтроль», расширенное заседание которого состоялось в Москве в рамках деловой программы 21-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень – 2019». Участие в обсуждениях приняла исполнительный директор ревизионного союза «КоопСоюз», заведующая кафедрой бухгалтерского учета и финансов Казанского кооперативного института РУК Илхамия Миннехаметова. Почему ни в коем случае нельзя запрещать ревсоюзы, и какие решения могут быть реализованы в данном направлении, Миннехаметова рассказала в интервью пресс-службе ККИ.

Ключевой темой заседания «Агроконтроля» стала позиция органов исполнительной власти в рамках реализации так называемой «регуляторной гильотины» в отношении ревизионных союзов. Инициаторы этой идеи, эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ преподносят институт ревсоюзов как дополнительное бремя для кооператоров, полагая, что их функции дублируют деятельность Центров компетенций, созданных при отраслевых министерствах в регионах. Однако ситуация совсем иная, уверена Илхамия Мансуровна.

– Илхамия Мансуровна, расскажите, пожалуйста, подробнее про эту «регуляторную гильотину», нависшую над институтом ревизионных союзов: в чем суть этих предложений, каковы возможные последствия для кооперативов в случае их реализации.

– Механизм «регуляторной гильотины» предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов в части снижения административной нагрузки на малый и средний бизнес. Вопрос регуляции нормативно-правовых актов волнует так же и Министерство сельского хозяйства РФ. Сейчас оно контролирует только две саморегулируемых организации кооператоров — это РСО «Чаянов» и «Агроконтроль».

Аналитический центр при правительстве РФ подготовил предложение по исключению осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

– Исключить полностью?

– Да, речь идет о полном исключении. Тут, к сожалению, отсутствует понимание того, какую важную роль играют ревсоюзы на каждом этапе жизни сельхозкооперативов. Министерство сельского хозяйства РФ пока ждет предложений по этому поводу. На этом расширенном заседании мы обсуждали, что такого (запрета ревсоюзов – ред.) просто не должно быть, иначе мы полностью можем уничтожить всю накопленную годами практику в области сельхозкооперации! Роль ревизионных союзов здесь огромна – это и консультации, и помощь в подготовке документов и обширная разъяснительная работа.

— Чем авторы данного предложения обосновывают «дублирующую роль» ревизионных союзов?

 Аналитический центр считает, что с этим справятся Центры компетенций в сфере сельхозкооперации. Их мнение поддержала Брянская область, они также считают, что ревсоюзы уже не нужны.

Пока им это на руку, но по моему личному мнению, Центры компетенций просуществуют только до 2024 года (программы региональных ЦК, создаваемых на базе Корпорации МСП, утверждены на срок 2019-2024 г.г. – ред.). Центры пока живут за счет государства, с хорошим финансированием. А ревсоюзы выживают за счет небольших членских взносов, которые порой не покрывают все затраты.

– При этом ревизионный союз выполняет функции отраслевой ассоциации, а Центры компетенций — это, по сути, учебный центр, верно?

 Да, совершенно верно, и вот на этом этапе центры должны понимать, что мы, ревсоюзы, им не конкуренты. Мы рука об руку должны работать, вместе развивать кооперативное движение. На это нацелено и наше правительство. Например, в Татарстане Минсельхозпрод и Центр компетенций по развитию сельскохозяйственной кооперации РТ не настолько критично к нам относятся, мы партнеры – потому что они видят нашу работу, видят рост наших новых членов, понимают, что мы им оказываем большую помощь. Но все же, появление такого рода предложений на федеральном уровне – это тревожный звоночек, не только для ревсоюзов, но и для всей сельхозкооперации.

– Если это предложение будет принято в работу, какие могут быть последствия? Есть ли опасность, что ликвидация института ревсоюзов приведет к расцвету коррупции в сфере господдержки малых форм хозяйствования?

 Именно! Даже сегодня, работая с ревсоюзами, некоторые ловкие субъекты умудряются создавать псевдокооперативы, которые, как вскоре выясняется, имеют прямое отношение к большим холдингам. Что называется, уши торчат. Такие объединения создаются только с целью получения грантов. Ревсоюзы нужны для предотвращения таких ситуаций – возможная коррупция исключается уже на уровне подачи заявки, так как членство в ревсоюзе – обязательное условие для участия в грантовом конкурсе. Более того, мы ранее предлагали, чтобы до комиссии по присуждению грантов кооперативы проверял ревизионный союз.

В минсельхозе нет специалистов по ревизии кооперативов. Если раньше еще существовали специальные ревизионные отделы в сельхоз организациях, то сейчас такого нет. А в ревсоюзах есть такие специалисты, так как без таких ревизоров-консультантов союз не может юридически существовать! Я, например, являюсь аттестованным ревизором-консультантом.

– Удалось ли вам убедить коллег в необходимости сохранить ревсоюзы в ходе заседания? Была ли ваша позиция поддержана большинством, или, наоборот, возникло недополнимание?

 Работа на заседании была очень насыщенной – участники бурно высказывали мнение, полемизировали. Конечно, пока это только рекомендация Аналитического центра, но экспертное сообщество озабочено данной ситуацией, большинство высказывается категорически против запрета ревсоюзов.

Так, представитель минсельхоза в ходе заседания утверждала, что, мол, многие некоммерческие организации и без контрольных функций существуют, приведя в пример товарищество собственников жилья. Тут я не смогла не отметить, что финансовые обороты ТСЖ полностью контролируются Госжилинспекцией. Она этого не знала, оказывается. Меня многие поддержали – вот это разве не контрольная функция со стороны государства? А что было бы с ТСЖ, не будь такого контроля?..

По итогам заседания мы коллегиально подготовили ответ на предложение по «регуляторной гильотине» для Минсельхоза РФ. Надеюсь, наши аргументы будут услышаны и поддержаны. Ведь мы просим даже не за себя – за кооператоров.

— Удачи вам, благодарим за содержательное интервью!